Аккурат в День семьи, любви и верности с фракцией КПРФ встретилась заместитель председателя правительства РФ по вопросам социальной политики Т.А. Голикова. Она сочла символичным, «что в молодой, светлый праздник с фракцией будут обсуждаться вопросы демографии». Тема чувствительная для России, накануне «правительственного часа» в Госдуме.
Сначала Голикова проинформировала коммунистов о том, что предпринимается социальным блоком правительства для снижения убыли населения, поддержки многодетных семей, реализации семейноцентричности. «Ради этого мы строим наше благополучие, нашу экономику, финансовую, социальную системы, — утверждала вице-премьер. — Выполняем нац-проекты «Семья», «Продолжительная активная жизнь», «Молодёжь и дети», принята стратегия по реализации семейной и демографической политики, стимулированию многодетности до 2036 года, на всё выделяются средства».
Но демографический спад продолжается, сетовала Голикова, и в дальнейшем эта тенденция продолжится.
Чтобы обеспечивать сохранение населения, суммарный коэффициент рождаемости, то есть число детей, приходящихся на одну женщину, должен составлять 2,1, а для обеспечения расширенного воспроизводства нужен суммарный коэффициент рождаемости 2,3. В РФ суммарный коэффициент рождаемости по итогам 2024 года — всего 1,4. За тот же прошлый год, называвшийся Годом семьи, население России сократилось на 600 тысяч человек.
Родилось же в 2024-м, по данным Росстата, 1 миллион 222 тысячи 408 младенцев, что на 3,4% меньше, чем в 2023 году.
«Мы, к сожалению, живём на убывающей траектории основной репродуктивной группы населения, — делает вывод вице-премьер. — Единственный ответ на этот вызов — это многодетность, в семьях должно быть не менее трёх детей». Но, как мы знаем, таких семей не так много в РФ. Не потому ли, что остаются нерешёнными такие проблемы, как жилищная, материальной обеспеченности, ведь большинство многодетных семей — бедные.
На это и указывали депутаты в своих вопросах. Их накопилось немало к самой Голиковой и ко всему социальному блоку правительства. Только услышанные ответы разочаровали.
Первым задал свой вопрос Олег Смолин:
— В Омской области, которую я представляю, пособие на ребёнка в приёмной семье составляет половину прожиточного минимума, это менее 10 тысяч рублей. Содержать ребёнка на такую сумму невозможно. Мы обращались в федеральное правительство, Геннадий Андреевич в том числе. Нам сказали, что это региональное полномочие. Обращались в регион, там жаловались, что бюджет местный очень тяжёлый, средств на увеличение выплат на детей нет.
«Может, пора принять закон о федеральных выплатах на каждого ребёнка в приёмной семье в размере прожиточного минимума? — спросил Смолин. — Иначе приёмные семьи распадаются, детей возвращают в детские дома, а это гораздо дороже для бюджета, чем платить прожиточный минимум на детей».
Голикова:
— …Не знаю. Мы же в принципе поддерживаем семью… Если вы скажете, в чём конкретно проблема, мы готовы её посмотреть вместе с вами.
Странно… Вопрос Смолина был предельно конкретным. А вице-премьер явно юлила. В итоге вопрос Смолина остался без ответа.
Генерал Виктор Иванович Соболев:
— Главный документ, по которому живёт страна, — это Стратегия национальной безопасности, важнейший его пункт — сохранение и приумножение населения.
В советское время численность населения росла, так как решались вопросы жилья, бесплатных лечения и образования.
Генерал предложил и сейчас государству брать на себя значительную часть ипотечных расходов семьи по мере рождения детей. Соболев высказался за меры по обеспечению детей доступным здоровым питанием, он — за введение ГОСТов на продукты, как было в советское время. Сейчас еда некачественная, потому многие дети к выпускным классам приобретают хронические заболевания, из-за чего до 50% старшеклассников отстраняются от службы в армии.
— К сожалению, от прямого ответа на инициативу генерала о снижении ипотечных кредитов по мере роста молодой семьи вице-премьер увильнула. Неожиданно она заговорила о материнском капитале, который якобы должен решить проблему с ипотекой. Хотя всем очевидно, особенно Татьяне Алексеевне, умеющей прекрасно считать, что маткапитал в 690266,95 рубля на первого ребёнка, 912162,09 рубля — на второго ребёнка не может погасить многомиллионную стоимость квартиры для многодетной семьи.
Предложение Соболева о введении ГОСТов на продукты питания, чтобы оградить нацию от некачественной еды, Голикова вообще проигнорировала. Вопрос о здоровом питании повис в воздухе…
Подобное отношение к здоровью потенциальных сельских рожениц продемонстрировали социальные министры и их вице-премьер, отвечая на вопросы депутата от Алтайского края Марии Прусаковой.
По словам Марии Николаевны, сельское население поддерживает многодетность семей, но молодых сельчанок настораживает отсутствие квалифицированной медпомощи на селе.
— Неприемлемо, — заявила Прусакова, — оставлять беременных женщин без надлежащей врачебной помощи, у них возникает обеспокоенность… Но наш минздрав закрывает сельские роддома, строит крупные перинатальные центры в городах. А в сёлах, даже в некоторых райцентрах, не осталось ни женских консультаций, ни роддомов… Прошу от имени аграрных регионов Алтайского края обеспечить медпомощью наших сельчан, они хотят жить и рожать на своей земле.
Вместо ответа Прусаковой Голикова возражала: мол, подведомственный ей мин-здрав не сокращает лечебные учреждения, и социальный блок правительства тут ни при чём.
Забыла, видимо, Татьяна Алексеевна о всероссийской «оптимизации» бюджетных учреждений, в ходе которой под нож попали и медпункты, и провинциальные стационары, и аптеки, и сельские школы — всё, что строила и развивала Советская власть, приближая деревню к городу.
Голикова тоже пообещала, что «женские консультации будут созданы в первую очередь в сельской местности и малых населённых пунктах». Но как скоро это произойдёт, вице-премьер не уточнила.
Фактически вопрос Прусаковой о восстановлении сельской медицины остался без ответа. Молодые селянки по-прежнему не уверены, что с ними рядом будут медики, если решатся родить. Так что не скоро повысится коэффициент рождаемости в РФ…
Депутат-коммунист от Поволжья Ирина Филатова просила Голикову остановить произвол со стороны органов опеки и попечительства, насильно изымающих детей у родных семей или матерей-одиночек из-за их бедности и передающих в семьи состоятельных опекунов.
— Почему-то между родной семьёй и приёмной выбирается приёмная, — возмущалась Филатова. — А для ребёнка предпочтительнее родная семья. К сожалению, отсутствуют юридические нормы по защите прав семей, сохранения их целостности, неприкосновенности. И государство не спешит помочь семьям в преодолении бедности.
И. Филатова привела последние данные уполномоченной по правам ребёнка М. Львовой-Беловой: 22 процента изъятия детей из родных семей происходит именно из-за бедности. А «когда ребёнка изымают, государство помогает богатым опекунам, а не бедным родителям. Разве такой подход к семейной политике способствует решению демографических проблем»? По мнению Филатовой, внедрённая в российское общество ювенальная юстиция сказывается самым негативным образом.
Голикова подтвердила очевидность приоритета родной семьи и посоветовала «отработать… применить процедуру примирения, чтобы не страдал ребёнок».
Но какое примирение? Кого с кем? Буржуазная ювеналка всегда действовала на разрушение института семьи. А КПРФ всегда была за укрепление ячейки общества, за оказание помощи бедным семьям, чтобы в них благополучно росли дети и никто не смел их изымать у родителей.
К сожалению, нередко отнимают детей у семей органы опекунства и попечительства только потому, что в семейном холодильнике мало еды. Очевидно, что так может поступать только карательная структура, порождённая ювеналкой!
Обращаясь к Голиковой, Филатова полагала, что вице-премьер поставит на место варварское опекунство с попечительством, примет меры по защите семей, поможет им преодолеть нищету и позволит спокойно растить родных детей.
Но Голикова — за примирение с насилием… И где же здесь семейноцентричность, Татьяна Алексеевна?
Вполне логичным был вопрос Анжелики Глазковой о пенсионной реформе:
— Не считаете ли вы, что реформа эта — антигуманна, её надо отменить? Она нанесла большой удар по демографии. В стране выросла смертность. Мужчины, выйдя на пенсию в 65, живут в среднем не более двух лет. Россия сейчас на 112-м месте в мировом рейтинге по продолжительности жизни.
Голикова:
— Решение об увеличении возраста выхода на пенсию было взвешенным. Мы видим, что даже после увеличения возраста выхода на пенсию многие люди продолжают работать.
Как видим, правительство уверено в своём решении.
Депутат-коммунист, врач по специальности, Алексей Куринный озабочен происходящим в «скорой помощи»:
— Я проанализировал финансовые нормативы… Они не могут стимулировать труд работников «скорой помощи», особенно в сельской местности, в малых городах, где медики остались без повышения зарплат. По данным Счётной палаты, федеральный бюджет вдвое недофинансирует федеральную льготу «скорой помощи». В результате люди уходят, «скорая помощь» разрушается, а на её счету — тысячи спасённых жизней. Но правительство не любит «скорую помощь». Почему?
Вы призываете население увеличивать рождаемость, но отказались поддержать комплексный законопроект КПРФ о помощи многодетным семьям. Правительство дало на него отрицательное заключение. Как это понимать?
А когда социальные министры вместе с вице-премьером будут решать кадровый дефицит в здравоохранении? Здесь, конечно, не обойтись без повышения оплаты труда.
Куринный озадачил Голикову. Самая нелюбимая тема для правительственных чиновников — повышение зарплаты бюджетникам. Голикова стала рассказывать, что «смоделирована структура системы оплаты труда для отраслей, которые находятся под 597-м указом президента от 2012 года. Речь — о просвещении, высшем образовании и науке, здравоохранении и культуре». Будет проводиться пилотная отработка проекта.
Но когда и в каком размере будет повышена зарплата работникам «скорой помощи», да и всем медикам в целом, Голикова не сказала.
Подводя черту непростому диалогу, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов предложил Голиковой и её команде провести расширенный семинар на базе совхоза имени Ленина, чтобы увидеть и поучиться у народного предприятия, возглавляемого П.Н. Грудининым, как надо обеспечивать тружеников жильём, достойной зарплатой, социальным пакетом. В совхозе это всё есть, и большинство семей там — многодетные.
Голикова оставила предложение без ответа.
просмотров: 6507