Страна только что отметила 95-летие Великой Октябрьской социалистической революции, а впереди новая знаменательная дата — 90-летие образования Союза Советских Социалистических Республик. Пять лет отделили эти два исторических события. Всего пять лет. Вот убедительнейший показатель и темпов социалистического созидания, и высочайшего авторитета Советской власти, и организующей мощи Коммунистической партии. Всего за пять лет была собрана воедино распавшаяся, расползшаяся российская державность. Но для этого требовались мудрость и гибкость впередсмотрящих эпохи.
В первом советском правительстве — Совете Народных Комиссаров — было всего 14 наркоматов. В него входили руководители традиционных для любого государства ведомств — внутренних и иностранных дел, военного, финансов, торговли и промышленности, почт и телеграфа, земледелия, труда… Но было в составе временного рабочего и крестьянского правительства (так официально назывался СНК до созыва Учредительного собрания в январе 1918 года) уникальное, прежде невиданное в России ведомство — Народный Комиссариат по делам национальностей. Его возглавлял И.В. Сталин.
Появление этого наркомата означало, что, входя в социалистическое строительство, Советское государство было полно решимости, принимало на себя обязательство серьезно и вдумчиво решать вопрос межнациональных отношений.
О взрывных возможностях национального вопроса большевики знали давно, дискуссии на эту тему шли глубокие и вдумчивые. Сходились на том, что страна будет единой и сплоченной при условии, что государство станет унитарным. В конце 1913 года В.И. Ленин счел нужным подчеркнуть: “Мы за демократический централизм безусловно… Мы в принципе против федерации — она ослабляет экономическую связь…” Абстрактно такая позиция была, конечно же, правильной.
Февральская революция, посадившая во властные кабинеты министров-капиталистов, стала стартом распада государственности, она растаскивала государственную целостность России на самостийные псевдогосударства. Весьма обстоятельно этот процесс описал его неравнодушный свидетель генерал А.И. Деникин. В “Очерках русской смуты” он живописал: “Объявили о своем суверенитете Финляндия и Украина, об автономии — Эстония, Крым, Бессарабия, казачьи области, Закавказье, Сибирь… Внешне как будто всё обстояло благополучно: Киев, Новочеркасск, Екатеринодар, Тифлис заговорили о федерации. Но на практике картина получалась иная: Украина “аннексировала” уже Харьковскую, Екатеринославскую, Херсонскую, часть Таврической губерний; Дон вел тяжбу с Украиной о границах,… придвигая к “пограничным” пунктам гарнизоны; самоопределившиеся “горские народы” огнем и оружием начали уже разрешать спорные исторические вопросы с Тереком; Тифлис накладывал руку на огромные общегосударственные средства Кавказского фронта… Целые области, губернии, города порывали административную связь с центром, обращая русское государство в ряд самодовлеющих и самоуправляющихся территорий…” Белый генерал отмечал, что летом 1917 года суверенитет объявляли порой даже уезды и волости.
В таких условиях патриоты России — а большевики были истинными патриотами своего народа, хотя и мечтали о мировой революции — коренным образом пересмотрели свои взгляды на унитарное государство. Жизнь требовала от них проявить максимальное внимание и неподдельную чуткость ко всем народам, которые населяли страну. Верность пролетарскому интернационализму требовала, чтобы его благотворность ощущал всяк сущий в ней язык.
Уже принятая 10 июля 1918 года первая в истории России Конституция провозглашала молодое рабоче-крестьянское государство — Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Здесь слово “Федеративная” не менее значимо, чем указание на советский, социалистический характер государства. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.
За исторически короткий срок, преодолев вековую отсталость, Советский Союз совершил неслыханный рывок, впервые в мире отправив человека в космос. В конце 80-х годов прошлого столетия СССР превратился в высокоразвитое социалистическое государство с могучей промышленностью и крупным механизированным сельским хозяйством.
Советский Союз занимал первое место в мире по производству нефти, газа, черных металлов, минеральных удобрений, тракторов, сборного железобетона, пиломатериалов, шерстяных тканей и обуви, сахарной свеклы, картофеля, молока, яиц, сахара-песка и по ряду других показателей.
Если на долю дореволюционной России в 1913 г. приходилось немногим более 4% мировой промышленной продукции, то СССР производил примерно пятую часть промышленной продукции мира.
По производству электроэнергии и химических продуктов, продукции машиностроения в целом, цемента, хлопка наша страна занимала второе место в мире (после США), а по добыче угля и производству урана — третье (после США и Китая).
На 1000 человек, занятых в народном хозяйстве, около 900 имели среднее образование и около 100 — высшее.
Важнейшим итогом семидесятилетнего развития стало утверждение социалистического братства всех народов Советского Союза. Советский строй и социализм подняли все нации и народности СССР на уровень современного прогресса, сплотили их в дружную братскую семью. Была достигнута сплошная грамотность населения, на высокую ступень поднялась наука.
В истории Советского Союза было всякое: хорошее и плохое, радостное и трагичное, великие достижения и грубые просчеты. Но при этом всегда сохранялся смысл жизни, была цель, ради которой люди трудились, боролись, умирали и побеждали…
Наш народ никогда не думал, что государство можно разрушить сверху благодаря кучке предателей, так как на референдуме 86% населения страны проголосовали за сохранение СССР. В этом волеизъявлении народа — ответ лжецам, вещающим о неизбежности распада СССР.
СССР в правовом отношении и сегодня сохраняет статус государства, поскольку отсутствует решение съезда народных депутатов СССР “О роспуске Союзного государства”.