Если вы зайдете в любую среднестатистическую музыкальную школу хоть в провинции, хоть ближе к столицам, то обратите внимание на то, что более 90 процентов музыкальных инструментов там произведены или приобретены ещё при Советском Союзе. Причины? Они элементарны, здесь не надо быть Шерлоком Холмсом: в современной России культура и образование финансируются по остаточному принципу. Да культура по большому счету и не нужна правящей элите: ей важнее выкачивать ресурсы из страны.
В советское время только в РСФСР действовали десятки фабрик по производству пианино в Ленинграде, Калуге, Ростове-на-Дону, Вышнем Волочке, Горьком, Иванове – всех не перечислишь. И выпускали они от 80 до 120 тысяч инструментов в год. Отечественное производство полностью решало насущные проблемы детских музыкальных школ.
Сейчас фабрик с полным циклом – ноль. Те немногие, что собирают инструменты, собирают их из импортных комплектующих – из Китая, стран Европы. Своего производства нет. И потому цены на инструменты заоблачные.
Я хорошо помню, как родители купили мне замечательное и певучее «Иваново». Пианино свободно стояли в магазинах, стоили от 400 до 600 рублей, и продавали их по желанию в кредит (без диких «накруток», скрытых страховочных «подстав» и прочего одурачивания, как это делается сейчас). Квалифицированный рабочий у нас в Вологде на «шарике» (ГПЗ-23), например, получал 200-300 рублей в месяц и более. Что касается моих родителей, то по сроку погашения кредита они укладывались в три месяца, так что покупка никакой проблемы не представляла. Старенькое же, но хорошо звучащее фортепьяно вообще можно было купить с рук за четвертной.
А знаете, сколько пианино стоит сейчас? До полумиллиона рублей, как автомобиль! Вот и считайте, кому это по карману, и по карману ли государству вообще обеспечивать инструментами учащихся, как в советское время!
Я столь подробно углубился в эту тему, чтобы люди, далекие от мира искусства, оценили поступок талантливого музыканта, солиста хора Вологодской областной филармонии, нашего молодого коммуниста Евгения Макарова. На днях он передал пианино в дар детской школе искусств №2 в Вологде.
Нет, Евгений не миллионер. Творческим людям в наши дни жить крайне сложно. На свои скромные сбережения он выкупил у владельцев инструмент, который им стал не нужен, отреставрировал его, настроил и подарил детям. А настройщик он, наверное, лучший в городе (его вторая специальность). Сейчас это очень редкая профессия, квалифицированных и дипломированных специалистов даже в Москве днем с огнем не сыскать!
-Просто сердце кровью обливается, когда видишь, когда детей обучают на в конец разбитых инструментах, – объясняет Евгений свой поступок. – И обидно за страну, за государство, что так относится к талантливым детям, к своему будущему! Понимаете, если инструмент используется с интенсивностью более шести часов в сутки, он требует как регулярной настройки, так и ремонта. Но у музыкальных школ нет денег на приобретении новых инструментов! А ведь, когда ребенок играет на хорошем инструменте, у него и отношение к самой музыке, и мотивация к обучению совершенно другая.
-Какой прогноз запасу прочности Вы можете дать инструментам советского наследия?
-По-разному. В школах искусств, нашем вологодском колледже искусств я бы спрогнозировал лет 15-20. Понимаете, фортепиано — это та же машина. Советские автомобили, как и всё, наверное, произведённое в стране Советов делалось на века, однако где-то ржавчина со временем образовалась, где-то что-то сломалось… нужен ремонт.
С музыкальными инструментами та же история. У настройщиков сейчас зачастую нет цели акустически выстроить правильно инструмент и поставить в определённую часть класса, сейчас цель хотя бы чисто настроить на полгода-год, время всё-таки берёт своё. И если Правительство России не одумается и не начнёт обновление парка музыкальных инструментов, через 20 лет нам будет просто не на чем учить детей музыке. А весь остальной мир в это вкладывает огромные средства.
Самое важное – это наши дети и наше наследие. Не роскошь олигархии внесет свою лепту в копилку человеческого наследия, а стихи Рубцова и музыка Гаврилина. Я бы очень хотел, чтобы эту мысль услышали и осознали люди…
-А нельзя заменить пианино более дешевыми электронными аналогами?
-Ну что Вы, они не могут приблизиться к классическому звучанию, не передают всех обертонов и красок «живого» фортепьяно. Если же вы возьмете цифровое пианино с выставленной чувствительностью – цена будет не многим меньше – 200-300 тысяч… А знаете, спрос на какие рояли сейчас растет несмотря на кризис?
-Наверное, на те, что популярны по цене, используются для учебных целей?
-Тут мы снова можем начать разговор о политике, о классовом неравенстве или, на языке политологов, поляризации доходов. Да, бывшие в употреблении инструменты стоимостью в несколько тысяч рублей действительно популярны, однако их качество оставляет желать лучшего, и настройщикам приходится воевать за каждый такой экземпляр, поскольку новых инструментов для населения в России просто нет.
А вот пользуются у нас популярностью (относительной, естественно) рояли премиум-класса от одного-двух миллионов рублей и более. Ими богачи украшают свои загородные дома. Вот здесь нет никакого кризиса.
-Элитарность для избранных путем закрытия доступа для большинства?
-Вы не далеки от правды… Да, высокопоставленные чиновники и олигархи стараются дать всестороннее образование своим детям. Вспомним дворянское воспитание, когда даже в посредственных детей вдалбливались музыка, литература, живопись… А в итоге большинство шедевров культурного наследия России составляют творения самородков. Почему в СССР было огромное количество выдающихся композиторов, поэтов, дирижёров и т.д.? Да потому, что образование при советской системе было общедоступно, и государство уделяло этой сфере очень большое внимание.
Между прочим, вовсе не редкость, когда никто в семье нуворишей и играть-то не умеет, и приобретают они элитные рояли вместо мебели, чтоб гостям пыль в глаза пускать…
-Я знаю, что в наши времена в музыканты идут только настоящие подвижники, как Вы, которые прекрасно видят все тернии избранного пути. Но это их осознанный выбор, их путь, который неизмеримо выше меркантильного расчета. И я желаю Вам успеха на этой стезе!
Олег ЛАРИОНОВ
просмотров: 2592