– На парламентских слушаниях в Совете Федерации делегация Вологодской области была наиболее представительной из всех присутствовавших в зале. От имени вологжан выступили замгубернатора Эдуард Зайнак и глава Кирилловского района Сергей Усов. Они обозначили две главные проблемы:
Сейчас на территории национального парка «Русский Север» 247 населенных пунктов, в которых проживает 13 тысяч человек.
Путь решения, предлагаемый нашими властями, один — изъятие населенных пунктов из территории национального парка. Предположим, что данный сценарий реализован. Это решит вопрос в отношении земельных участков, но не более того. С этого момента де-юре не будет населения, проживающего на территории парка. То есть ведение любой хозяйственной деятельности вне границ населённых пунктов станет невозможным. А это дороги, сельское хозяйство, лесопользование, охота, рыболовство, сбор дикоросов и наконец просто прогулки по лесу. Жители, получается, просто окажутся в резервации. Это нормально, считаете?
К тому же этот вариант решения проблемы довольно длительный и затратный и против него выступает экологическое сообщество.
В рамках парламентских слушаний принимал участие Всеволод Степаницкий, заслуженный эколог РФ. Он правильно сказал: национальный парк «Русский Север» в 90-е годы создавали не дураки. Была разработана концепция национального парка как территории, гармонично объединяющей лесные, водные, культурные и исторические ландшафты, давно освоенные человеком, что является несомненным достоинством и уникальностью таких особо охраняемых природных территорий, как национальные парки «Русский Север», «Кенозерский», «Угра» и других. Замена культурных, староосвоенных ландшафтов лесными территориями уничтожит концепцию и в конечном счете, саму идею создания подобных территорий.
Часто звучит, что главное препятствие развития Кирилловского района – ограничительный режим национального парка. Это не совсем так. Для примера возьмем моё родное Алёшинское поселение. Одна половина здесь находится в границах парка, другая нет. Проблемы с развитием и там, и там примерно одинаковые. Значит есть и другие причины помимо ограничений национального парка?
Глава Кирилловского района Сергей Усов поддерживает наиболее простое решение — изъять населенные пункты из состава национального парка.
Еще один важный момент: сколько из 471 договоров аренды (информация из доклада С.В. Усова в Совете Федерации) заключено именно с гражданами, проживающими на территории парка, чьи права нарушаются действующим законодательством, и сколько с так называемыми «дачниками», которые не имеют прописки в местных населенных пунктах? По всей России убывает количество сельского населения, в северных регионах это особенно ощутимо, не исключение Кирилловский район, где идет процесс замены местного населения на «дачников», на которых не выделяются субвенции на ремонты дорог, благоустройство и так далее. Получается, решить проблему ограничений нацпарка пытаются именно для увеличения числа непостоянного населения? И это называется развитием?
Практика нахождения в национальных парках населенных пунктов имеет положительный мировой опыт. Существует две модели регулирования отношений государства и собственников (пользователей) земель, вошедших в границы национальных парков:
Россия не любит протоптанных дорог, и нашими властями был принят третий путь — исключение населенных пунктов из границ национального парка. Также на ряде совещаний была озвучена идея изъятия центральной части парка вместе с находящимися на ней населенными пунктами, остальные оставались бы в границах парка вместе с нерешенной проблемой.
Между тем, существуют и иные пути решения проблемы национальных парков в России. В частности, внесение изменений в действующее законодательство. С этим согласна и администрация национального парка «Русский Север», которая неоднократно направляла свои предложения в Минприроды России, в Государственную Думу РФ, другие органы о необходимости внесения изменений в действующее природоохранное законодательство, расширяющее права граждан, проживающих на территории национальных парков. Вот основные из них:
Кроме изменений в федеральное законодательство Минприроды России предлагалось:
Реализация такого пути позволит местным жителям спокойно на нашей малой родине и одновременно сохранить нашу уникальную природу. Подумаем вместе.
просмотров: 684